(3452)40-22-11
г. Тюмень, ул. Холодильная, 81
ГАПОУ ТО "Тюменский медицинский колледж"

Цикловая методическая комиссия общепрофессиональных дисциплин

 В состав нашей цикловой комиссии входят преподаватели учебных дисциплин общепрофессионального цикла, общего математического и естественнонаучного цикла.

  • Анфилофьева В.В., преподаватель УД ОП Анатомия и физиология человеа, заведующая оделением. Отлично справляется с любым видом деятельности. Пословица - дело мастера боится - это про Веру Владимировну;
  • Паутова И.В.,  преподаватель УД ОП Анатомия и физиология человеа, творческий преподаватель, автор проектов и направлений работы со студентами на аудиторных и внеаудиторных занятиях, на заседаниях кружка. Студенты уважают ее за глубокие знания, объективность, требовательность и доброжелательность.
  • Князев Г.И., преподаватель УД ОП Анатомия и физиология человеа, специалист отдела IT, оформляет сайт колледжа, в своей работе использует различные платформы для создания ЦОР, находит прекрасные дизайнерские решения для представления информационных продуктов при проведении мероприятий, для участников профессиональных конкурсов;
  • Гурина Т.А., преподаватель УД ЕН Информатика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, может не только методически грамотно подготовить любое учебное занятие, но и организовать праздничное или спортивное мероприятие внутри коллектива, позитив и оптимист нашей цикловой комиссии;
  • Котловская Е.С., преподаватель УД ЕН Информатика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Экономика оганизации предприятия. На своих занятиях она использует только профильные задания по всем темам, применяет разичные новые интерактивные формы для обучения, постоянно учится и участвует в онлайн семинарах, конкурах. Может объективно проконсультировать по любому вопросу;
  • Князева Е.В., преподаватель УД ОП Основы микробиологии и иммунологии человека, Гигиена и экология человека. Активная и энергичная Елена Викторовна совмещаетдолжности преподавателя и специалиста по составлению расписания занятий. Любую методическую работу выполняет быстро, точно и аккуратно.
  • Максимова В.Е., преподаватель УД ОП Основы микробиологии и иммунологии человека, очень ответственный преподаватель, имея дополнительное психологическое образование, может профессионально решить любую проблему. Вероника Евгеньевна активно использует в своей работе интерактивные методы обучения, часто применяет ролевые игры, ответственно подходит к подготовке и проведению мероприятий;
  • Погосян Г.Ю., преподаватель УД ОП Психология, инициатор проведения прсихологической олимпиады "Психология без границ", тактично и грамотно помогает обучающимся находить выход из различных проблемных ситуаций, рассматривая методы и приемы прсихлологического общения в профессиональной деятельноси;
  • Калинина Е.И., преподаватель УД ОП Психология, молодой специалист, активно участвует в мероприятиях, разработала курс лекций с ситуационными задачами, примерами общения в профессиональной деятельности, комплект оценочных средств с тестовыми заданиями;
  • Мустафина М.А., преподаватель УД ОП Психология, применяет в своей деятельности нестандартные формы обучения, анализ практической ситуации, тренинги, участвует в конфеенциях, форумах, помогает обучающимся в группе сохранять спокойные и доброжелательные отношения;
  • Сватов А.Ю., преподаватель УД ОП Генетика человека с основами медицинской генетики, заведющий отделением, творческий преподаватель, использующий в своей деятельности интерактивные методы, развивающие креативное мышление обучающихся, работает над созданием МООК по дисциплине, учится в аспирантуре;
  • Ямщикова Л.Н., преподаватель УД ОП Генетика человека с основами медицинской генетики, Гигиена и экология человека. Лариса Николаевна совмещает работу преподавателя с обучением в ГАПОУ ТО "ТМК" на отделении "Сестринское дело" на 4 курсе. 

План заседаний ЦМК (на месяц):

 Февраль 

Рассматриваемые вопросы Докладчик
1 О выполнении решений ЦМК Моторина Л.В.
2 О создании Googleформ для опросов и тестирования Котловкая Е.С.
3 Об обсуждении вопросов к промежуточной аттестации Преподаватели ЦМК
4 О проведении недели ЦМК Моторина Л.В.
5

Разное

Моторина Л.В.

Объявления

1) Заседание  №1, 10.09.2019

2) Заседание  №2, 11.10.2019

3) Заседание № 3, 15.11.2019

4) Заседание № 4, 16.12.2019

5) Заседание № 5, 17.01.2020

6) Заседание № 6, 14.02.2020

7) Заседание № 7, 00.03.2020

 

2) 18.03 - 02.04 Дежурство ЦМК по колледжу:

13.12 Максимова В.Е

14.12 Ямщикова Л.Н.

16.12 Корякина С.В.

17.12 Калинина Е.И.

18.12 Котловская Е.С.

19.12 Мустафина М.А.

20.12 Моторина Л.В.

21.12 Гурина Т.А.

23.12 Князев Г.И.

24.12 Якишев Э.Ш.

25.12 Паутова И.В.

26.12 Князева Е.В.

27.12 Анфилофьева В.В.

28.12 Сватов А.Ю.

 

Шаблоны документов

 Все шаблоны документов для заполнения можно взять в обмене файлов - методкабинет - для преподавателей - планы 2019-2020 (документы по кружку, оформление УМИ):

  • Индивидуальный профессиональный трек, план работы кружка, протоколы проведения заседаний кружка, план работы кабинета, паспорт кабинета.

Сроки сдачи документации в папку совместной работы над отчетностью:

  • Рабочая программа, ТП до 13.09.2019
  • Индивидуальный профессиональный трек до 16.09.2019;
  • Паспорт кабинета, план работы кабинета, план работы кружка, план работы классного руководителя до 01.10.2019;

 

Методика преподавания (некоторые сообщения):

1. Применение интерактивных методов обучения

Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму (китайская притча)

Начало ХХІ века ознаменовано напряженным поиском нового миропонимания, новых перспектив развития компетентной личности, способной создать свой жизненный проект, ответственно относиться к жизни.

С позиций сегодняшнего дня задача современного преподавателя – не преподносить знания студентам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.  Сотрудничество преподавателя и обучающегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую студенту.

Интерактивные методики обучения – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

От англ. (inter - “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.

 При использовании интерактивных форм преподаватель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой  формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один  учит всех, а все учат каждого.

К интерактивным формам относят учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций, смешанное обучение и другие.  В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у учащихся формируются знания, в том числе и собственное мнение, по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей, происходит формирование общих компетенций.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;
  • все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;
  • каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;
  • никто из участников не критикуется (критиковать можно только идею);
  • все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Классификация интерактивных методов обучения

1)Игровые методы имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения

2) Творческие задания

Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей студентов. Наиболее часто используются следующие виды творческих заданий: составление математических задач; составление математических кроссвордов; доклады и рефераты; рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики

3) Обучение в малых группах

Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Здесь очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Студенты учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в малых группах — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

4) Интерактивная экскурсия

Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов.

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны.

В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

5) Тренинг

Тренинг – это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих навыков и умений.

6)  Метод портфолио

Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый обучающийся самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учебного заведения, либо в социальных сетях.

7) Метод проектов 

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

8) Сократический диалог 

Сократический диалог построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

9) Методика «Займи позицию»

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против отмены смертной казни?»). Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

  • Абсолютно за
  • Абсолютно против
  • Скорее за
  • Скорее против
  • Полностью согласен
  • Полностью не согласен
  • Скорее согласен
  • Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Использование этой методики позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

10) Групповое обсуждение 

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

11)  Методика «Дерево решений»

1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.

2. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема: …

Вариант 1: …

Вариант 2: …

Вариант 3: …

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

12) Методика «Попс-формула»

1. Использование методики «ПОПС – формула» позволяет помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии.

2. Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …

13) Case-study (кейс-метод) 

Одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся является кейс-метод. В этом случае обучающиеся сталкиваются с конкретной ситуацией. При этом они должны определить: есть ли здесь проблема, в чем она состоит, а также должны определить свое отношение к ситуации.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к другому мнению. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на главные вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Примеры применения форм интерактивного обучения на математике и информатике:

1)    Использовании на лекции и практике мультимедийных технологий, включающих проблемные вопросы, видеоролики, задания в тестовой форме

2)    Подготовка и обсуждение сообщений по заданной теме

3)    Работа с электронным учебником дистанционно

4)    Работа на занятиях с малыми группами по закреплению и проверке изучаемого материала

5)    Проведения зачета – вертушки по пройденной теме

6)    Бинарные уроки (математика, информатика, анатомия)

7)    Внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, квесты), подготовка и проведение олимпиады

8)    Создание и защита проектов

9)    Выполнение практических заданий по математике с помощью компьютера

Литература:

1.    Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.

2.    Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

 

2. Квест-технология.

Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве.

Квест может быть создан и в рамках урока, и в рамках внеурочной деятельности, может быть направлен на получение нового знания по предмету, а может лишь обобщить уже полученные обучающимися сведения и помочь увидеть новый способ применения знания на практике.

Веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Классификация веб-квестов

1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные.

3. По типу заданий:

Пересказ– демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате.

Планирование и проектирование– разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание– любые аспекты исследования личности.

Компиляция– трансформация формата информации, полученной из разных источников.

Творческое задание– творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса– выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации.

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений.

Структура веб-квеста:

  • Введение
  • Задание
  • Выполнение
  • Оценивание
  • Заключение
  • Использованные материалы
  • Комментарии для преподавателя.

 Этапы работы над веб-квестом

1       Начальный этап (командный)- обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.

2       Ролевой этап- индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

3       Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ.

 Этапы создания веб-квеста

Шаг 1. Определение темы.

Шаг 2. Создание заданий.

Шаг 3. Создание системы оценивания.

Шаг 4. Подборка источников информации.

Шаг 5.Имея на листе приблизительный план и основную информацию, приступайте к созданию Веб-квеста.

 

3. Онлайн-проекты (МООК) с интерактивными курсами, видеолекциями, статьями, учебниками:

  • Лекториум;
  • Универсариум;
  • Смартия;
  • КиберЛенинка (бесплатная научная электронная библиотека)
  • Stepic.org

 

4. Стендовый доклад

 Создаем стендовый доклад (информация с сайта https://www.sites.google.com/site/posterbugaeva/)

Стендовый доклад –это результаты научного исследования, оформленные в виде большого бумажного плаката (постера).

Стендовый доклад – это постерная презентация научного сообщения (от англ. Poster- плакат, афиша.

 

Стендовый доклад состоит:
  •   из плаката (постера), который содержит материалы научной работы
  •  устного сообщения- комментария

 

Главное, помните: хороший постер должен обладать  главными качествами:

 

  •  Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы. 
  • Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см. 
  •  Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты. 
  • Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

 

 

Полезные ссылки (от специалиста IT Князева Г.И.):

Презентация проектов: как сделать выступление в формате "Печа-куча" 

 

 

Открытые занятия, заседания ЦМК, конференции

 

История ЦМК

 Наши ветераны, члены цикловой методической комиссии, которых мы уважаем и ценим за профессионализм, благодарим за поддержку и передачу опыта:

Кочаровская А.Я., преподаватель УД ОГСЭ Философия;

Шутова Л.А., преподаватель УД ОП Анатомия и физиология человеа;

Копылова Н.А., преподаватель УД ОП Анатомия и физиология человеа;

Щепина Л.Н., преподаватель УД ОП Генетика человека с основами медицинской генетики;

Быкова С.И., преподаватель УД ОП Психология;

Федотова Н.В., преподаватель УД ОП Основы микробиологии и иммунологии человека;

Соколова Г.В., преподаватель УД ЕН Информатика.